Александр Егоров (monteklever) wrote,
Александр Егоров
monteklever

Ловушки житейского опыта

Обсуждая транспортные проблемы Твери с автомобилистами, общественниками, транспортниками и чиновниками, самые жаркие споры возникают в выборе магистральных видов транспорта и создании выделенных полос. Оно и понятно, у многих давно сформировались личные представления по вопросам "нужен ли городу изживший себя трамвай?", "а не закатать ли нам рельсы в асфальт и расширить дорогу на пару полос?", "а не лучше ли пустить вместо трамвая троллебус?" и так далее. Большинство людей судят на основе своего житейского опыта, т.е. того, что они видели и видят сейчас своими собственными глазами. И часто при этом допускаются стандартные логические ошибки.

Например: В Твери дребезжащие разваливающиеся трамваи, они еле ползают по городу, постоянно сходят с рельс, имеют дыры в дверях и плохо отапливаются. Другое дело - это троллейбусы, новенькие Тролзы, в которых тепло и приятно передвигаться по городу, к тому же они не менее экологичнее трамвая, но зато более манёвренные и способны объезжать большую часть ДТП на своём пути.
Или другой пример: считается в центре города текущий пассажиропоток на одном виде транспорта и сравнивается с пассажиропотоком на другом виде транспорта, проходящем мимо той же остановки.

В результате подобных рассуждений делаются неправильные выводы, будто троллейбус для Твери гораздо лучше трамвая и нужно срочно демонтировать рельсы. А проще закатать их асфальт, т.к. демонтаж стоит столько же, сколько и ремонт путей, и пустить вместо трамваев прекрасные троллейбусы по выделенным полосам. По большому счёту людей не интересуют первопричины происходящего. И подобные ошибки возникают по причине того, что большинство просто не будет разбираться в транспортных тонкостях. Большинство не будет изучать современный опыт тысяч развитых городов, слушать выступления экспертов и читать специализированную литературу, у них на это нет ни времени ни желания. Так формируется множество личных мнений, не всегда совпадающих с истиной. И чтобы личное мнение не осталось просто мнением, его необходимо подкреплять конкретикой - ГОСТами, буквой закона, техническими подробностями и профессиональным опытом.

Есть такое понятие как профессионализм. Как известно, в каждой профессии дьявол кроется в деталях. Если начать разбираться в любой отрасли, тут же возникает тысяча нюансов, сотни важных мелочей, на которые не обращаешь внимания в повседневной жизни или просто не подозреваешь об их существовании. Профессионала отличает от новичка прежде всего наличие опыта. Именно опыт позволяет предугадывать развитие событий, распознавать нюансы и быстро с справляться с возникающими трудностями. Не буду от вас скрывать, что я не считаю себя полноценным экспертом и профессионалом-транспортником. Всего лишь 3ый год активно изучаю многогранные стороны городского транспорта. Вообщем есть куда расти и к чему стремиться. Тем не менее мне уже несложно отличить обычные популистские идеи без какой-либо объективной подосновы конструктивных предложений.

И вот в один прекрасный момент появляются журналисты.
Вспомните, к примеру, историю с Олегом Козыревым и маршрутками. Чаще всего журналисты хватают самые горячие темы и, не влезая в множественные тонкости транспортного планирования, на основе своего житейского опыта вываливают безумные предложения типа "маршрутки - транспорт будущего" или "закатаем рельсы вдоль чайковского проспекта или петербургского шоссе в асфальт". Причём их рассуждения всегда носят общий характер. Типо давайте сделаем это или сделаем то. А вот о деталях, о технических нюансах реализации этих самых популистских предложений они не задумываются. Часто журналисты пользуются громкими заявлениями. "Надо на магистральных улицах центра запретить всю парковку сразу, а на немагистральных сделать платную парковку стоимостью 100 рублей в час, вот тогда люди обязательно перестанут ездить на машине в центр и пересядут на ОТ", - говорят они. При этом не то, чтобы не учитываются механизмы формирования цены за парковку, но и не предлагается достойной альтернативы качественного общественного транспорта.
Однако нельзя не признать, что существуют и журналисты-профессионалы, которые идут другим путём. Эти люди досконально разбираются в теме, изучают уже существующий успешный опыт и оценивают возможность применения этого опыта у себя. Они смело используют отсылки к первоисточникам, не обходят стороной научные книги, статьи и исследования, цитируют мнения авторитетных экспертов в описываемой области.

Подводя итог уже затянувшемуся посту, обозначу главную мысль:
Не секрет, что при проведении любых реформ важной составляющей является грамотная информационно-разъяснительная работа, в частности и работа всех СМИ. Поздно ли, рано ли, но город дождётся позитивных сдвигов в области транспорта. Надеюсь, такие времена не заставят себя ждать. И вот тогда позиция СМИ сыграет важную роль и во многом определит успешность этих реформ. Именно тогда большинство тверских журналистов, серьёзно относящихся к своей профессии, непременно предпочтут пойти вторым путём. Путём профессионалов. В этом я почему-то не сомневаюсь.
А пока что вот так.
Tags: житейский опыт, журналистика
Subscribe

promo monteklever april 2, 2013 11:19 15
Buy for 10 tokens
В журнале обсуждаются темы городского транспорта, благоустройства, создания удобной для жизни городской среды. В Москве, Твери и других городах страны и мира. Информация об авторе - в профиле. Актуальные проекты: Рейтинг российских городов по выделенным полосам Выделенные полосы в Москве:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments