Александр Егоров (monteklever) wrote,
Александр Егоров
monteklever

Category:

Причины пробок – Часть 3. Недостатки финансирования

Эта часть обещает быть не такой скучной, как предыдущие две 1., 2. Ещё бы! Про бюджеты всегда интереснее :)
Диаграмма

Современная неравномерная бюджетная политика ведёт к разрастанию столицы и к упадку ряда регионов. Многие городские проблемы (далеко не только транспортные) связаны с незначительным бюджетом г. Твери. А транспортные проблемы связаны ещё и с неравномерным его распределением. Попробую это показать, проведя сравнение транспортных статей расходов бюджетов Москвы и Твери.

3.1. Несправедливое формирование бюджетов разных городов

Обратите внимание, как круто и наглядно представлен бюджет Москвы на 2013. В Твери дела с раскрытием информации обстоят гораздо хуже. В соответствующих разделах сайта Администрации города и сайта Гордумы бюджет на 2013 год ещё не расписан. Хотя известно, что ТГД приняла его ещё 19 декабря 2012 г. Благо я до нового года где-то выкачал полную версию с подробными приложениями (утащить к себе). В данном случае цель сравнения – выявить разницу в количестве годовых расходов на одного горожанина. Вот что получается:

табл 1

Выходит, каждый москвич на порядок лучше тверичанина? Не ну понятно, столица, город-субъект.. но не в 10 же раз! Лучшие специалисты уезжают в дефолтсити именно из-за денег, а не из-за плохого трамвая =) К сожалению, не в наших силах решить эту проблему на региональном уровне. Помечтали и хватит, теперь посмотрим, что можем реально сделать.

3.2. Несоразмерное распределение муниципальных расходов на личный и общественный транспорт (ОТ)

Доля транспортных расходов в общей сумме расходов и у нас и в Москве составляет 19-20%. Это хорошо, идём дальше. Рассмотрим транспортные расходы подробнее:

табл 2
[Пояснения к расчётам]Пояснения к расчётам.

Бюджетные статьи транспортных расходов условно делятся на 3 группы:
1) на сам транспорт (обозначим Т) – это метро, наземный ОТ, ж/д, транспортно-пересадочные узлы:
  а) для Москвы = 112,3+31,8+2+2,3 млрд. руб. (отсюда);
  б) для Твери = 105 220 тыс. руб. (приложение 13, строка 132 "Транспорт");
2) на дороги, парковки (обозначим Д):
  а) для Москвы = 183,4+10,5 млрд. руб. (там же);
  б) для Твери = 1 120 811,2 тыс. руб. (приложение 13, строка 133 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)")
3) прочие общие расходы (например, интеллектуальная транспортная система) - относятся одновременно и к первой и ко второй группе, в дальнейшем их не учитываем.


Теперь самое главное - разделение расходов по видам транспорта.
табл 3
[Пояснения к расчётам]Пояснения к расчётам.

Справедливо утверждение, что автомобильная инфраструктура используется как экстренными службами, так и для грузовых городских перевозок. К сожалению, я не встречал современных российских исследований по оценке интенсивности использования дорог разными группами транспортных средств. По личным оценкам доля пользования дорог экстренными службами и грузовиками составляет не более 10%. Не забудем, что дорогу используют также троллейбусы, автобусы и маршрутки. Для них процент пользования будет побольше, но всё же до 20% (сразу беру довольно высокий процент, чтобы не было лишних придирок, как у Шульца).

Расходы на ОТ = Т + 0,2Д. Расходы на ЛТ = 0,7Д.


Диаграмма наглядно представляет распределение расходов по видам транспорта.
Диаграмма

По-хорошему полученные результаты по финансированию ещё нужно соотнести с текущими объёмами перевозок разных видов транспорта. Однако на сегодняшний момент объёмов перевозок не знает никто. Пассажиропотоки ОТ планируют изучить только в этом году согласно городской целевой программе развития муниципального транспорта 2012-2014. А пассажиропотоки ЛТ изучить крайне сложно и вряд ли кто-то в городе этим будет заниматься. Здесь можно сказать лишь то, что ввиду низкой заполненности автомобиля в часы-пик (по статистике это 1.2 человека в машине), количество пассажиров ОТ точно не меньше кол-ва пассажиров на ЛТ.

Важно уточнить ещё пару моментов: в целом чем лучше развит ОТ, тем больше людей им пользуется и тем меньше пробок из автомобилей на дорогах. Если не увеличить финансирование муниципального ОТ, то всё больше людей будет пересаживаться на маршрутки и ЛТ. В итоге наша узкая дорожная сеть не справится с таким количеством транспорта, а пробки перерастут в коллапсы городского масштаба.

Вывод № 1:
В результате анализа удалось установить, что расходы на пассажира ЛТ превышают расходы на пассажира, перевезённого ОТ. Этот факт развенчивает миф о том, что ОТ является самый дотируемым видом транспорта.

Вывод № 2:
Как видите, главная причина упадка ОТ отнюдь не только в нехватке бюджетных денег (что нам часто приводят в виде аргументов), а в неправильном их распределении.


Tags: Тверь, бюджет, пробки, транспорт
Subscribe

promo monteklever april 2, 2013 11:19 15
Buy for 10 tokens
В журнале обсуждаются темы городского транспорта, благоустройства, создания удобной для жизни городской среды. В Москве, Твери и других городах страны и мира. Информация об авторе - в профиле. Актуальные проекты: Рейтинг российских городов по выделенным полосам Выделенные полосы в Москве:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments